Суета.

В.Костылёв.


Возбуждение - эмоциональное состояние, способствующее и сопутствующее физических (примитивных силовых) возможностей.

Воодушевление - эмоциональное целенаправленное состояние готовности к интеллектуальным действиям, координирующим и дозирующим реализацию физических возможностей.

Вдохновение - высокое состояние творческой активности талантливого человека. Возможно в случае глубокого и досконального постижения вида деятельности. Постижение же достигается длительной целенаправленной работой. Вдохновение - дар Божий. В разной (видимо) степени заложен у всех. Но проявится (видимо) только у тех, кто сумеет пройти путь постижения.

Всем ориентировщикам знакомо слово «суета». По крайней мере, трудно найти того, кто бы его неупотреблял. А фраза: «Ну что ты суетишься?!» достойна места в подборке крылатых. Причём, слова с этим корнем «популярны» не только в ориентировании. Все знают, что суетится плохо. Ничего хорошего из этого не выходит. Даже наоборот. Но далеко не все могут похвастается, что никогда не находились в таком неудобном состоянии. Более того, кто-то сумеет признаться, что довольно часто бывает таким. Недоволен такими побывками, но не всегда способен превозмочь суету.

Явление, конечно же, из области психологии. Я не являюсь психологом де-юре, но, как любой тренер, обязан быть де-факто. Факты проявления суеты (как правело с негативными последствиями) заставляли задуматься об этом явлении: о причинах и формах проявления. Моё понимание суеты (как и многих других явлений) складывалось постепенно, по мере накопления и осмысления примеров данного явления. Сейчас глубине подсознания находится пласт моего отношения к проблеме. Я постараюсь докопаться до пласта и разобраться на уровне сознания. Такие желания возникали у меня и раньше, но оставались до поры до времени в очереди. Как правило, темы из очереди всплывают не по какой-то хронологической причине, - «Ну вот и время пришло». Они обостряются по необходимости – по надобности решения практических назревавших проблем тренерской деятельности. Иногда эти проблемы бывают общими кок бы для всех. Но чаще обострения в моём сознании вызывают проблемы одного ориентировщика. Осмысливая их, ища причины и пытаясь как-то классифицировать, тоесть привязать к общей системе, невольно разрабатываешь очередной пласт бесконечной философии Ориентирования. В общем, виде затем выдаешь этот пласт всем своим спортсменам, а каждый из них уже далее «лопатит» его, исходя из своих убеждений и своего мастерства.

Обычно сразу знаешь, чьи проблемы заставили ломать голову. Но не всегда. В частности, проблемы суеты «тлели» в сознании давно и «разгорелись», непонятно сразу от какого ветерка. И только в процессе разработки я вдруг понял – чьи проблемы пытаюсь решить. В дальнейшем же, разрабатывая пласт вширь и в глубь, я стал цеплять проблемы и других спортсменов. Некоторые из этих проблем «вдруг» обострились только сейчас, оставались ранее в тени.

В коком виде проявляется некое психическое состояние называемое суетой? В виде хаотических движений (как физических, так и движения мысли), в основном неуправляемых ни сознанием, ни подсознанием. А определяются эти движения решениями гадательного характера, основанных на стрессовых ситуациях, обычно - во временном цейтноте. (в данном случае цейтнот – это в большей степени не объективный недостаток времени, а психологическое состояние ориентировщика созданное им самим). Если говорить о суете в ориентировании (а именно это нам и интересно), то она проявляется, когда спортсмен по какой-либо причине сильно возбуждён, может даже перевозбуждён физически и самое главное психически. И ему сейчас предстоит принимать решение, определяющее дальнейшие действия. Некоторые этапы заложения суеты.

Эмоциональное возбуждение хорошо, когда надо быстро выполнить определённую физическую работу (тяжёлую, но незамысловатую). Оно способствует максимальной реализации потенциальных физических возможностей. Гораздо труднее, когда требуется выполнить более сложную работу. Тоже быстро, но более точно. Результат (быстрота) будет, определятся не силовым напором, а координацией движения и дозировкой усилий (при наличии, конечно же, необходимого физического потенциала). Здесь уже нужно умения координировано (а это значит в определённом порядке) выполнять сложную систему разнообразных действий (а это значит, что усилия должны быть разными по своей сути, и дозированы по интенсивности). Причём опять таки хорошо бы выполнять быстро. Как в этом случае влияет возбуждение? Ещё раз - оно хорошо помогает, когда приходится вытаскивать из грязи застрявшую машину – дополнительно возбуждаясь возгласами «Эх ухнем!» вздохнув широкой грудью и выпучив глаза, мы максимально реализуем свой физические возможности. Тоесть делать это без возбуждения не возможно. Без него, наверное сложно пробежать л/а дистанцию. Нельзя ведь всё это делать вяло не бодро. Помогает ли возбуждение координировать и дозировать? Наверное, нет. Но можно ли на соревнованиях выполнять сложные системы действий (где надо координировать и дозировать) вяло, не бодро? Наверное, нет. Нужно такое возбуждение, которое стимулировало бы быстрое и правильное (бодрое, а вернее сосредоточенное, чёткое) выполнение сложных систем. Такое возбуждение я бы назвал воодушевлением или может быть вдохновением. Воодушевление не ассоциирует с вялым, не бодрым состоянием. Оно оссоциирует с возвышенностью то есть должна быть высокая цель. Но не только. Обязательно, просто ограничено , вместе с высокой целью, должно быть осознание необходимости выполнения для её очень сложной работы. А это под силу лишь спортсмену с высоким мастерством, понимающему, что реализация последнего, будет проходить, очень сосредоточено и потому трудно. Такая реализация не может проходить вяло, не бодро. Для неё необходимо возвышенное воодушевление. Сложность и трудность заключается в дозировке и в координировании всех усилий: как физических, так и умственных. Если отсутствует мастерство, необходимое для выполнения сложных задач и соответствующее высоким целям, то никогда не будет, опять-таки – соответствующего воодушевления. Хотя осознание необходимости большого комплекса (сложной системы) действий останется. При отсутствии необходимого мастерства, то есть при отсутствии наработанного умения и, значит, понимая – сколько, чего и как нужно координировать и дозировать, но при наличии огромного желания достичь цели, возбуждение (именно оно, а не воодушевление) неминуемо толкает спортсмена на силовой напор (сил то много), с помощью которого он попытается убыстрить процесс. Когда же сложность процесса не позволит это гладко сделать, силовой напор переходит в суету - быстрые, разнообразно-хаотические (не организованные) движения (как физические, так и умственные), имитирующие по некоторым внешним параметрам координирующие и дозирующие действия. Но совершенно не соответствующие внутренниму содержанию последних. Эмоциональное возбуждение, страсть порождают желания и действия, как правило, не вписывающиеся в планы и ход логически-последовательной деятельности.

Суета может возникнуть, когда ориентировщик пытается восстановить своё место нахождение в карте, а значит, и определить направление последующего движения. Восстановление же может не произойти по ряду причин, главная из которых состоит в том, что предшествующая деятельность определялась силовым напором, а не была спланированной и лагически-последовательно реализованной. А самое главное – из такой предшествующей деятельности (силовой напор) не будет логически-последовательно вытекать осознание настоящего местонахождения. В промежуточные от напряжённой работы периоды действия ориентировщика (как умственные, так и физические) могут, определятся поверхностным обоснованием. Подогреваемые страстным желанием высокого результата, они становятся такими, удачно как мне кажется, можно назвать «силовым напором». В моменты несложные, а таковыми они будут до тех пор, пока качества поверхностной работы хватает для выполнения поставленных текущих задач, силовой напор дает хорошие результаты. Всё делается правильно (с точки зрения данного ориентировщика) и быстро. Силовой напор, а главным образом – сопутствующий ему ритм восприятия, осмысления, принятия решения, характера физического бега может (и часто будет) определять характер и ритм действий и после момента осознания необходимости переключения. А момент этот возникает, когда качества поверхностной работы не хватит для выполнения очередной (как правило – более сложной) текущей задачи. (На практике – это : выход на КП. Уход с КП. сложный насыщенный участок перегона). Вот тут то и произойдет воплощение силового напора в суету. И чем сильнее силовой напор (то есть сильнее будет сопутствующий, а вернее даже – определяющий его, ритм поверхностной работы), тем в больший хаос суеты (при наличии «благоприятных» внешних условий) он может воплотится. Страстное эмоциональное желание высокого результата (возбуждение) будет являться фундаментом состояния катострафичности. Ранние оно воплотилось в силовой напор . Чуть позже может воплотится в суету.

Действия ориентировщика на дистанции могут развиваться по двум условным сценариям (в жизни будет много промежуточных вариантов). 1.Всё делается логически-последовательно, Всё правильно :прогнозируется, планировается и реализовывается, Передвижение стремительное . Места для суеты нет. 2.Ориентирование рвано-эпизодическое. Довольно часто (на самом деле частота и длительность большого значения не имеет) высоко темповый бег с минимумом ориентирования чередуется с медленным передвижением (или с остановками) на фоне мучительных размышлений гаданий. Некоторые теоретики Ориентирования называют составляющие такого ориентирования (рвано-эпизодического) грубым и точным ориентированием, Я же и то и другое назову методически неправильным ориентированием. Я, конечно же, в некоторых местах утрирую, намеренно выпячивая негативные последствия, (для акцентированного внимания). В реальности многое происходит гораздо мягче, как-бы по промежуточным (смешанным) сценариям. И уж тем более нет таких ориентировщиков которые всё делают неправильно, и нет других которые всё делают правильно. Практически у всех ориентировщиков бывают отрезки неправильного ориентирования. В моменты неправильного ориентирования при определённых обстоятельствах может возникнуть рассматриваемая нами суета. Задачей данной моей работы не является выявление и исследование неправильных (с моей точки зрения) методов ориентирования. Задача – исследование моментов зарождения, возникновения и протекания суеты. Силовой напор и суета – две характеристики состояния на дистанции ориентировщика по неумению или не желанию не ориентирующегося логически-последовательно. Но страстно желающего показать очень высокий результат на соревнованиях и потому: как правило, возбуждённого. Состояние силового напора и состояние суеты весьма родственны – они имеют одни психологические корни. Ориентировщик довольно легко переходит (перетекает, как ртутный терминатор) из одного состояния в другое, в зависимости от внешних обстоятельств (сложность ситуации) и внутренних побуждений. Рассмотрим поведение ориентировщика в интересующих нас основных характерных случаях.

  1. Ориентировщик преодолевает участок перегона.
  2. Ориентировщик на перегоне пытается привязаться.
  3. Ориентировщик осуществляет непростой выход на КП.
  4. Ориентировщик уходит с КП.

1)Создаётся искусственное молоко. Неважно даже - полное или крупинками. Присутствует нежелание (или неумение) планомерно, логически - последовательно работать (при наличии страстного стремления к высокому результату и высоких физических кондиций). Основную суть бега составляет силовой напор. Силовой напор от стремительного бега отличается очень сильно (принципиально), но в первую очередь отсутствием планировании конкретной картографической нитки (подробного пути в карте) и, как следствие этого, отсутствием конкретного (на местности) направления движения в полосе ощущений. (Азимутальная линия, протыкающая лес на глубину взгляда – частный случай такого направления). В результате ориентировщик чаще стоит перед выбором решения – как правильно преодолеть локальное препятствие: или с какой-то стороны оббежать его, или может быть проломить. В данном случае определение дальнейшего направления бега будет представлять из себя выбор наиболее приемлемого прогала в нужную сторону. Как правело, такое сиюминутное решение будет, принимается без чёткого осознания последствий (а их можно было видеть заранее в процессе предварительного картографического планирования). И чаще всего сознание ориентировщика не заполненное (так, как неозадаченное конкретно) локальной определённой работой, но подстёгиваемое эмоциями, будет (в некоторых нетривиальных ситуациях) в нерешительности дергаться «туда- сюда». Он не знает туда лучше, или сюда. Но хочется - куда лучше. Напряжение – гадание – микрострес. А это может повлечь за собой и физическое дёргание – то есть классическую физическую суету. На простом участке перегона, где отсутствует необходимость принятий решений, эмоциональное напряжение(вытекающее из страстного желания сделать быстрее) может сниматься (а скорее – на время отодвигаться) силовым напором ( всё равно – туда в перёд бежать надо, а там – разберёмся) а точнее – высокоинтенсивной физической деятельностью. Голове становится легче - она в этот момент не ломается в раздумях. Физически подготовленному ориентировщику комфортно находится в состоянии силового напора. Так овце комфортнее идти за курдюком переднего барана, чем самой определять направление. Но ориентировщик, конечно же, не овца. Он – высокоинтеллектуальное существо, способное прогнозировать и предвидеть. В данном случае, если не сознательно, то подсознание точно, он будет с напряжением ожидать последствий, могущих оказаться печальными. А это нервозность и стресс.

2) На ключевых участках перегона, когда надо бы привязаться, суета сознания может возникнуть, если местность (в некоторый выбранный ориентировщиком момент) «не желает» индефицироваться с представлениями (из карты о ней ориентировщика. То есть «не вырастает» перед глазами желаемый ориентир. И тогда ориентировщик начнёт суетится «мозгами» (умом) пытаясь угадать: « Где же ориентир и где же я?» В зависимости от того, насколько важно ориентировщику привязаться к этому ориентиру, на столько он будет, стремится всё-таки угадать на местности своё местонахождение; а также «злополучного» ориентира. Если довольно долго это не будет, получатся, ориентировщик начнет, суетится ещё и физически. А не получатся по следующим двум причинам (или по любой комбинации их): объективно нельзя привязаться (ориентиры на местности трудно читаются): не хватает мастерства (скорее даже, не хватило - не было: правильного прогноза, конкретного планирования действий качественной логически-последовательной реализации, позволяющей последовательно отслеживать предшествующую данному ориентиру ситуацию и, следовательно, естественным образом индефицировать своё подготовленноё представление об ориентире-ситуации с его-её реальностью на местности). Когда ситуация на местности однозначно читается – индефикация получается быстро. Когда ситуация неоднозначна (на местности выглядит гораздо менее чётко, чем в карте) – быстро привязаться (при отсутствии предварительных правильных действий) не получится, и возникнуть основания для суеты. Наглядным будет следующий детский пример: «А что мне делать (куда бежать, куда смотреть, о чём думать), если я потерялся? То есть, каковыми должны быть в такой ситуации правильные действия?» Прежде всего, «потерялся», это и означает – не смог индефицировать ожидаемый по карте ориентир (с его ближайшим окружением) и реальный (видимый сейчас) участок местности. А ответ мой будет таким: «Здесь уже не может быть правильных действий. Вы опоздали. Правильными могут быть действия, имеющие логическую связь с предыдущими правильными. При отсутствии же связи ориентировщику предстоит участие в гадательно-случайном процессе. Какие действия могут быть правильными, если Вам нужно приехать в другой город, а вы опоздали на последний апоезд? Раньше надо было думать. А теперь почти неминуемо возникнет суета. Но всегда следует знать, что с опозданием на последний поезд жизнь не кончается, она просто усложняется. Можно в тоске охватить руками свою голову, можно в истерике метатся, а можно халадокровно подумать – что же делать дальше. Последствия могут быть очень разными, они будут зависить: очень сильно от случайности, а также от степени суетливости (хаотичности) дальнейших действий ориентировщика, то, есть от его способности (неспособности) и готовности (неготовности) халаднокровно подумать.

3) Довольно просто и понятно звучит принцип: „При выходе на КП следует перейти от грубого ориентирования к точному.” По большому счёту этого принципа придерживаются все. Вот только все по разному его вопащают. Различия определяются двумя факторами: методологией и индивидуальностью ориентировщика. Опять-таки – не здесь место разбора факторов. Но обязательно следует отметить, что переход (от грубого к точному) далеко невсегда будет мягким, как того желал бы каждый ориентировщик. И вот если он не будет мягким, то перед спортсменом неминуемо встанут проблемы, которые могут проявить дремавшее (или породить свежее) напряжение. При неудачном вывходе на КП снять напряжение силовым напором невозможно – уже надо определять и направление. Обрывки (проблески) сознания, накладываются на сиюминутные (часто искажённые, а вернее, поверхностно-неполно воспринятые) образы окружающей местности, будут подсказывать с нетерпением ожидаемые, но не всегда истенные варианты местонахождения. А это , скорее всего лишь только будет стимулировать гадательный процес. Что приведёт к умственной , а затем и к физической суете.

На главную
Сайт управляется системой uCoz